Многие пернатые любят облачаться в яркие наряды - прежде всего так птицам легче находить половых партнеров. Вспомним хотя бы павлина, который вечно распускает шикарный хвост, красуясь перед своими подругами. Но чернобыльским птицам не до живописных "одежек" - в условиях, в которых эти птицы обитают, на первое место выходит выживание. Город одной из самых ужасных катастроф, а также окружающие его земли заполнились серыми и черными птицами.
В 2006 году, спустя 20 лет после знаменитой аварии на Чернобыльской АЭС, по одному из федеральных телеканалов шла программа, посвященная годовщине трагедии. В этой программе, помимо всего прочего, показали некую белорусскую деревушку, которая находилась в зоне заражения радиацией. Журналисты, делавшие передачу, с удивлением подметили тогда, что большинство кур в деревенских хозяйствах имели черное оперение. Кур другого окраса почти не было, да и черные жили недолго - часто болели и околевали. Одна из местных бабушек тогда прокомментировала ситуацию и сказал, что, видимо, черный окрас помогает курам легче переносить радиацию.
Догадка белорусской бабушки оказалась верной - некоторое время спустя ее предположение было подтверждено профессионалами.
За пернатых, проживающих в Чернобыле, взялись ученые из США и Франции. Целых 3 года ушло у них на исследования, но результат того стоил. Совершив несколько поездок в опасную зону, биологи собрали образцы крови птиц, а также сделали ряд других измерений. Прежде всего ученых интересовала именно окраска оперения - они уже давно заметили, что местные птицы склонны "одеваться" мрачнее своих товарищей из обычной, не зараженной радиацией местности.
Сначала орнитологи (исследователи птиц) установили, что в зонах, где уровень радиации зашкаливал, стало резко уменьшаться количество птиц с рыжим оперением.
В американских и французских лабораториях биологи провели анализ собранного материала и сравнили популяции рыжих птиц и их черных земляков, придя к выводу, что последние гораздо успешнее справляются с ионизирующим излучением. Именно тем излучением, которое и губит многие живые организмы, в частности птиц, в радиоактивных зонах.
В центре исследования оказались молекулы, позволяющие как создавать пигменты (природные красители), так и сопротивляться опасному для жизни облучению.
Яркий - и в частности рыжий - окрас перьев нужен птицам в первую очередь для привлечения противоположного пола, а также помогает лучше сливаться с окружающей средой - тоже в своем роде вопрос выживания. Но когда речь идет о Чернобыле, приоритеты резко меняются. И вот почему: за производство рыжего пигмента феомеланина приходится расплачиваться уменьшением количества антиоксидантов, а это как раз те вещества, которые помогают бороться с губительными процессами в организме, такими как воздействие радиации.
Дело в том, что сырьем и для антиоксидантов, и для пигмента выступает аминокислота под названием глутатион (GSH). Но для создания темного оперения глутатион вообще не нужен и все ресурсы тратятся на способность сопротивляться радиации.
Биологи сравнили соотношение пигментов и распространение пернатых той или иной окраски среди 97 видов птиц. И действительно оказалось, что там где радиационный фон был выше определенного уровня, яркие птицы встречались весьма и весьма редко.
Эта же группа орнитологов, что занималась чернобыльскими птицами, в дальнейшем планирует провести похожее исследование территории и фауны вокруг АЭС "Фукусима-1" в Японии.
Взаимосвязь окраски и защиты от каких-либо негативных влияний ученые отмечают не только у птиц. Наблюдения показали, что коты и кошки с большим процентом рыжей шерсти более слабы здоровьем - они менее устойчивы к вирусным заболеваниям, тяжелее выходят из критических состояний, дольше собратьев восстанавливаются после операций и болезней.
Существует предположение, что и рыжие представители Homo Sapiens сильнее подвержены воздействию токсинов и более восприимчивы к ядам. Но это лишь гипотеза. Что же касается радиации, так тут вообще все неточно. Влияние радиации на человеческий организм изучено плохо, оно имеет чисто вероятностную природу. Для хорошего определяющего эксперимента нужно было бы взять тысячу человек, облучить их строго определенной дозой одного и того же излучения, и тогда какой-то процент из них умрет. Незавидная участь для подопытных, да и такую точность доз соблюсти практически невозможно.
Если же брать в расчет цвет кожи человека, а не цвет его волос, то и тут ничего не ясно. Известно, что получив дозу 240 рентген, человек умирает в 50% случаев. Если черный цвет кожи снижает такую вероятность на 1%, этого абсолютно недостаточно, чтобы научно зафиксировать разницу нынешними методами.
На основе статьи Георгия Туза из журнала "Тайны ХХ века" №32 август 2011